Песочная терапия

Грамотная и развитая речь. Умение изъяснять свои мысли и делать это с поставленной дикцией необходимый навык в современной жизни. Наш частый реабилитационный центр посетила учитель- логопед Грудинина Светлана Николаевна, со своей методикой песочной терапии . Метод песочной терапии стал широко использоваться в первой половине XX века.

Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом. Он считал, что взаимодействие песка очищает энергетику человека и стабилизирует эмоциональное состояние.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному.
Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.
Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный педагог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя увереннее. Когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.
Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного существования.
Особенность выполнения: начинать засыпание песком с верхней части рисунка, постепенно оформляется средняя часть и таким образом постепенно весь рисунок с учётом подбора материала. Такая последовательность выполняется сверху вниз для того, чтобы рукавами не рассыпать готовое изображение т.к. это легко можно нарушить. На своих занятиях мы используем цветной песок, декоративный камень, морскую соль, продукты питания – это греча, растворимый кофе, кукурузная мука, манка, фасоль, сухой кисель (для придания цветовых нюансов).
Цветовые решения резиденты стараются подбирать ближе к естественному, например: ствол дерева засыпается кофе или гречей т.к. имеет коричневый оттенок и напоминает кору дерева. Солнце засыпается кукурузной мукой или сухой кукурузой т.к. имеет жёлтый цвет. Яркие цветы оформляем при использовании цветного киселя. Трава – засыпается морской солью зелёного цвета. Для оформления неба, моря используется морская соль синего или голубого цвета. Стены домов или дорога засыпаются декоративными камнями разных оттенков и структуры для придания значимости. Дно можно выполнить при помощи ракушек.
Используемый метод песочной терапии на занятиях оказывает благотворное влияние на человека, восстанавливает эмоциональное состояние, стимулирует к познавательной деятельности, так как тактильные ощущения заставляют почувствовать, ощутить на ощупь, проявить аккуратность, соблюдать последовательность при работе с подручным материалом. Кинестетические ощущения вырабатываются во время движения (засыпания песком). Занятия проходят в игровой форме, но при этом можно отработать любой тематический материал, что ненавязчиво для человека.
Роль речи на занятиях с использованием песочной терапии.
Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться художественное мышление, оказывает положительное влияние на развитие личности человека.
Речь организует и активизирует мышление, помогает человеку устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем, она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков.
Речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия представляют сильное средство развития речи человека.
Развитие речи в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:
во-первых, происходит обогащение словаря терминами, которые первоначально используются на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;
во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности резидентов.
Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь резидентов, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.
Многие исследователи песочной терапии отмечают благотворное влияние речи на процесс выздоровления. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность человека, повышает внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.
При работе с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Применение традиционных обучающих и развивающих заданий с использованием песочной терапии даёт положительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у резидентов.
Кроме того, песок обладает замечательным свойством заземлять негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека. Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.
Коррекционная работа при помощи песочной терапии при систематических занятиях даёт высокий уровень изменений в эмоционально – волевом восприятии.
Анализируя результаты проведённой работы можно сделать вывод, что использование песочной терапии на занятиях повышает уровень развития мелкой моторики, обогащение понятийного словаря, художественного изображения и, как следствие, оказывает положительное влияние на развитие речи, а значит, и на уровень развития мышления человека.

Фотографии


Комментарии